ОТРАЖЕНИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЯХ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

ОТРАЖЕНИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЯХ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

 Автор: Юрий Лоханов 

   Сейчас время принятия управленческих решений, которые не только должны быть своевременны, но и скоординированы с окружающими событиями. Некоторые из таких решений напрямую связаны с государственным регулированием, администрированием, налогообложением.

   Государственный аппарат далеко не совершенен и часто опаздывает в стимулировании необходимых для экономики сторон бизнеса. Но финансовый директор и службы под его началом, однозначно, должны воспринимать любые сигналы государства, которые можно использовать в чётком соответствии с законом и подзаконными актами для сохранения и развития бизнеса.

   В то же время, как я писал в предыдущих публикациях, очень важно принимать внутренние изменения и управлять ими в бизнесе. Правильно поставленные руководителем вопросы важны для стратегического и оперативного анализа и для быстрого принятия и проверки управленческих решений для их последующей коррекции. Одним из источников информации для руководителя, несомненно, служат те самые сигналы государства. Когда нет времени на многомесячные исследования, многодневный анализ и неспешные обсуждения, тогда любая проверенная информация должна служить для руководителя точкой анализа и проверки соответствующего направления деятельности в предприятии.

ЧТО УЧЕСТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?

 Если государство даёт какие-либо послабления, возможности в области администрирования, налогообложения, документооборота, отчётности и других сторон взаимодействия с государством, то необходимо также учесть, будет ли достигнут синергетический эффект этих сигналов с соответствующей политикой внутри предприятия. Например, если на какой-то товар, или вид деятельности снижены платежи в пользу государства, то нужно проверить

  • Расслабило ли это руководителей соответствующих проектов, подразделений, направлений, которые отвечают за этот товар и вид деятельности, и не допустили ли они из-за этого ослабление дисциплины или увеличение расходов?
  • Усилим ли мы эту сторону нашей деятельности ещё сильнее, чем конкуренты? Ведь предприятия конкуренты также воспользуются этим послаблением, что позволит им выстроить, возможно, более гибкую ценовую политику или усилить развитие. Что мы можем этому противопоставить, кроме снижения платежей в пользу государства?
  • На какие размышления и соответствующие управленческие выводы нас наталкивают подобные экономические сигналы от государства в преломлении к бизнесу нашего предприятия?

ЧТО ПРОВЕРИТЬ ПРИ РАБОТЕ С ИП?

   Сейчас для предприятий, в связи с изменившимися условиями, немало функций могут понадобиться для перестройки своей деятельности. При этом, увеличение в штате при приёме новых специалистов на работу раздувает увеличение постоянных затрат, что, в условиях кризиса, является крайне нежелательным. Это резко ослабляет возможности предприятия бороться с повышением себестоимости каждой единицы продукции.

   До 1 января 2025 года государство продлило срок принятия субъектами РФ законов, устанавливающих ставку 0% для впервые зарегистрированных ИП. Если в вашем субъекте РФ такое принято, то те специалисты, которые сейчас есть, или попали недавно на рынок труда, могут выполнять ваши единичные, в том числе, длительные по сроку, заказы, которые вам требуются в связи с перестройкой производства, именно зарегистрировав ИП.

   Будет выполнено сразу два важных требования.

  1. Это ИП будет зарегистрировано впервые. Занимает это в современных условиях минимум времени и использует мало затрат труда.
  2. Будет выполнено ваше требование по виду затрат, вы получите работу этих специалистов в качестве переменных затрат.

   Какие базовые вопросы важно проверить внутри предприятия при использовании этой нормы?

  • Определена ли в предприятии единая политика, какие функции выносить на аутсорсинг на постоянной основе и на временной основе?
  • Построена ли у HR менеджеров система мотивации для нанимаемых на проекты ИП? (Она в корне отличается от регулярного менеджмента на предприятии.)
  • Грамотно ли использует бухгалтерия выплаты ИП по периодам, единовременно так, чтобы это не расценивалось как ежемесячная выплата заработной платы?
  • Умеют ли руководители выделить задание, возможно, долгосрочное, таким сторонним исполнителям? Ведь, фактически, это элемент проектного исполнения. Построено ли базовое понимание у профильных руководителей о том, как реализовать это проектное направление и какие необходимо внести изменения в матрицу ответственности и бизнес-процессы для наиболее эффективной эксплуатации сил ИП? 

КАК РАБОТАТЬ С IT ЗАДАЧАМИ?

  Для IT-компаний установлен целый ряд льгот и послаблений. В 2022-2024 годах ставка по налогу на прибыль для IT-компаний составит 0%. Например, до 3 марта 2025 года территориальные налоговые органы не будут назначать, выездные в том числе, повторные налоговые проверки IT-компаний. Есть также ещё целый ряд дополнительных выгод, которые привлекательны для развития IT-индустрии. Но, если IT-подразделение действует в составе более крупной компании, профиль деятельности которой другой, то это всё действовать не будет. Поэтому, гораздо выгоднее, в большинстве случаев, выносить IT-заказы на аутсорсинг.

  Но здесь встаёт вопрос: умеют ли руководители подразделений и направлений деятельности нашего предприятия ставить техническое задание для цифровизации, которое требуется на сегодняшний день почти по всем направлениям деятельности в бизнесе? Практика показывает, что с этим положение, во многих случаях, катастрофическое. Лично мне приходится этому обучать руководителей среднего и высшего звена. Ставить технические задания, исходя из целей, стоящих перед подразделением или направлением деятельности бизнеса, нужно уметь переводить быстро, без отрыва от основной деятельности, на язык технического задания IT-специалистов.

 ЧТО УЧЕСТЬ ФИНАНСИСТАМ?

   Есть некоторые аспекты послабления в области взыскания денежных средств с должников. Например, до 1 июня 2022 года налоговые органы не будут блокировать операции по счетам должников. Возникает вопрос,

  • известно ли это специалистам нашего предприятия, которые работают с дебиторской задолженностью?
  • Понимают ли они, что для них открываются дополнительные возможности?
  • Как они это используют?

 

   Есть целый ряд аспектов, которые важно учесть специалистам в финансовом и налоговом учёте, а также тех, кто планирует платежи в компании. Например, в 2022 году авансовые платежи рассчитываются из фактической прибыли. Правительство продлило на месяц срок уплаты третьего авансового платежа по налогу на прибыль за первый квартал 2022 года. Теперь компаниям его надо внести не 28 марта, а 28 апреля. Это позволит скорректировать сумму платежа с учётом реальной прибыли за первый квартал.

 

    Если составить краткий чек-лист, то он может выглядеть следующим образом.

  1. Если мы используем какую-то возможность, которую предоставило нам государство в виде послаблений в администрировании, снижении налогового бремени и иного, то как это повлияет на наш бизнес и на бизнес наших конкурентов?
  2. Произвести специализированный экспресс-анализ рисков и возможностей с выведением карты рисков и карты возможностей для ответа на вопрос, как это отразится в обозримом будущем на бизнесе?
  3. Перевести риски – проблемы и возможности в поле задач, и расставить их по приоритетам.
  4. Готовы ли наши руководители и специалисты решить эти задачи? Какие требования они не готовы выполнить, и что необходимо дополнить для базового решения этих задач?
  5. Управленческое решение не может быть эффективным, если оно не содержит указаний на способ его осуществления. Поэтому здесь необходимо перейти к системному делегированию, которое более детально описано в одной из недавних моих публикаций.

Опубликовано также в  

 Национальный институт сертифицированных консультантов по управлению (РФ)

      Добавить отзыв
           
      Заполните обязательное поле
      Необходимо согласие на обработку персональных данных
      Повторная отправка формы через: