Автор: Юрий Лоханов
О коммуникации консультанта с клиентами, руководителей с командой сотрудников.
Если в VUCA мире резко меняется ситуация то, казалось бы, необходимо сразу приступать к решению конкретных проблем. Но ошибка неправильного взаимодействия при решении этих проблем может слишком дорого обойтись. В этой заметке рассмотрим два варианта: первый – взаимодействие консультанта и руководителя, а второй – руководителя и подчиненных.
Итак, взаимодействие консультанта и руководителя. Несмотря на необходимую срочность действий, важно, чтобы первичные переговоры происходили очень насыщенно и обстоятельно. Взаимное умение слушать, задавать вопросы, умение структурировать информацию крайне важны в таком взаимодействии, как со стороны руководителя, так и консультанта.
И здесь подстерегает большая ловушка. Необходимость в сжатые сроки договориться и начать изменения часто дает как руководителю, так и консультанту, впечатление, что с ним взаимодействуют недостаточно компетентные люди, небеспристрастные, имеющие предубеждения. Чего важно избежать в такой ситуации?
- Слишком быстрого формирования собственного мнения о собеседнике, его мыслительных способностях, опыте, возможностях.
- Высокомерие и менторские позиции. Проявление позиции, что я умный, а вы должны прислушаться к тому, как я вас учу, воспринимается как обесценивание и отсутствие эмпатии.
- Неготовность восприятия транслируемой картины во всей её сложности. Здесь важно не торопиться принимать и предлагать решения.
- Отсутствие понимания того, что руководитель, как один из первых лиц компании находится сейчас под грузом крайне высокой ответственности и часто в недостаточно устойчивом психологическом состоянии. Из-за этого возникает возможность неправильно интерпретировать то, что в других обстоятельствах воспринято было бы иным образом.
- Неумение простым и прозрачным образом показывать пользу и соответствующий результат для собеседника.
- Неготовность совмещать человеческое участие со структурированным деловым подходом. Весьма важно, чтобы присутствовало и одно, и другое.
Теперь про взаимодействие руководителя и подчиненных.
Каковы в такой ситуации основные требования по коммуникации с командой ключевых сотрудников?
- Открытое обсуждение происходящего с подчинёнными является совершенно необходимым.
- Регулярное обсуждение (как минимум раз в неделю) с трудовым коллективом с демонстрацией понимания ситуации и изложением ключевых действий при различных сценариях развития событий.
- Обязательные ответы на все вопросы. Это должен делать обязательно тот руководитель, который обладает достаточно эмоциональным интеллектом и в тоже время, структурированным мышлением для чёткости изъяснения своего мнения. Это важно для того, чтобы у людей появлялась большая ясность текущей ситуации и надежда на перспективу.
- Если компания является очень большой, то периодическое видеообращение первого лица компании является важным шагом.
- Сейчас достаточно возможностей информационных технологий для создания единого информационного канала. Чтобы любой сотрудник, 24/7, мог задать любой вопрос руководству и, самое позднее, в ближайший рабочий день, получил на него ответ по тому же каналу, без лишней бюрократии.
- Переход на близкий коридор планирования и трансляция подчинённым более чёткого, нежели в другие времена плана действий, с разделением на меньшие этапы, и, при необходимости, чёткой постановки задачи на каждом этапе.
Опубликовано также в
Национальный институт сертифицированных консультантов по управлению (РФ)